Экономические прогнозы банков, консалтинговых фирм, государственных организаций, крупного бизнеса, известных ученых и политиков. Здесь вы найдете нужный экономический прогноз.
Прогноз по ситуации на Ближнем Востоке на 2012 год от Stratfor |
Пятница, 02 Марта 2012 | Комментариев (0) |
Категории: (Экономические прогнозы | Политический прогноз | Strategic Forecasting Inc. | Ближний Восток) |
Strategic Forecasting Inc. (Stratfor) — американская частная разведывательно-аналитическая компания. Компания занимается сбором и анализом информации о событиях в мире. Информация поступает к ним как из СМИ и прочих открытых источников, так и из собственных источников компании. На основании собранных сведений аналитиками компании составляются экономические и геополитические прогнозы. Сайт ИноСМИ опубликовал прогноз Stratfor о ситуации на Ближнем Востоке в ближайший год.
Иран и саудовская дилемма
Попытки Ирана расширить свое влияние станут основной тенденцией на Ближнем Востоке в 2012 году. Вывод американских войск из Ирака сделал Иран самой мощной военной державой в Персидском заливе, однако Тегеран не может рассчитывать на то, что США будут ограничены в своих действиях по окончании 2012 года, кроме того Турция, естественный противовес Ирана в регионе, постепенно набирает силу, хотя это происходит довольно медленно. Таким образом, попытки Ирана консолидировать и расширить свое влияние в регионе будут набирать обороты в 2012 году, пока окно возможностей для него не закрылось. Тем не менее, Иран все еще будет действовать в условиях серьезных ограничений и поэтому не сможет коренным образом изменить политику в регионе в свою пользу.
Экспансию Ирана в регионе больше всего ощутит на себе Саудовская Аравия. Члены королевской семьи Саудовской Аравии сейчас сомневаются, что у США есть силы и желание полностью гарантировать соблюдение интересов Эр-Рияда. Учитывая слабые места Саудовской Аравии, государства Совета по сотрудничеству стран Персидского залива опасаются, что, если Иран не остановится на Ираке, он может повернуть в свою пользу непрекращающиеся шиитские волнения в Бахрейне и шиитской восточной провинции Саудовской Аравии, где сконцентрированы месторождения нефти. В 2012 году Саудовская Аравия продолжит предпринимать попытки по укреплению и консолидации обороноспособности членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, чтобы предотвратить угрозу со стороны Ирана, однако эти попытки не смогут стать полноценной заменой действий США и той функции гаранта безопасности, которую они выполняли. Важнейшей частью региональной программы Ирана в предстоящем году будет попытка заставить Эр-Рияд пойти на компромисс, который будет на руку Ирану и обеспечит Саудовской Аравии некоторую отсрочку. Это может привести к временному перемирию между двумя противниками, однако учитывая сложности Ирана и его жесткий график, Саудовская Аравия, вероятнее всего, останется верной американской структуре безопасности в регионе – из-за отсутствия иных вариантов.
Беспорядки в Ираке и Сирии
Последствия экспансии Ирана будут наиболее очевидны в Ираке и Сирии. В Ираке главной задачей Ирана является объединение шиитов из нескольких соперничающих группировок. По мере того как раздробленное шиитское руководство будет стараться укрепить свое влияние при поддержке Ирана, иракские суннитские и курдские фракции будут вынуждены все больше защищаться. Эта этнорелигиозная борьба и вакуум в сфере безопасности, образовавшийся после вывода американских войск, в целом ухудшат ситуацию с безопасностью в Ираке. Тем временем, Турция попытается сдержать распространение влияния Ирана на севере Ирака при помощи создания политических, экономических, военных служб и служб разведки.
В Сирии конечной целью Саудовской Аравии, Турции и США будет подрыв основы влияния иранских шиитов путем свержения режима сирийского президента Башара Асада. Однако без непосредственного военного вмешательства сирийский режим, вероятнее всего, свергнуть не удастся. Асад продолжит бороться, стараясь подавить волнения внутри страны. Ограниченные средства режима в борьбе с кризисом заставят его в большей степени опираться на поддержку Ирана, что позволит Тегерану усилить свое присутствие в Средиземноморье.
Эксперты Stratfor не могут исключать отдаленной вероятности того, что клан Асада будет вынужден уйти из политической власти. Такай исход может спровоцировать межрелигиозную борьбу внутри режима. Цель Ирана в Сирии – сохранить режим - независимо от того, кто встанет во главе страны – который бы благосклонно относился к интересам Ирана, однако возможности Ирана повлиять на ситуацию весьма ограничены, поэтому найти подходящую замену, которая сможет обеспечить сохранение режима, будет довольно сложно. Стоит отметить, что битва за Сирию не может состояться без того, чтобы не перекинуться на Ливан. В этом смысле Ливану предстоит пережить трудный год, поскольку споры между Ираном и Саудовской Аравией в Леванте усилятся.
Битвы Турции
Поглощенная проблемой нестабильности у себя периферии, Турция продолжит сталкиваться со значительными угрозами своему господству в регионе. Несмотря на слова ее представителей, Турция не станет предпринимать существенных, откровенных военных действий в Сирии, пока вмешательством руководят США – такой сценарий эксперты Stratfor считают невозможным – хотя она продолжит пытаться сформировать оппозицию в Сирии и уравновесить влияние Ирана в Ираке. Таким образом, Анкара сосредоточится на поддержке приличных двусторонних отношений с Тегераном, несмотря на рост напряжения между ними. Экономические условия в Европе замедлят экономический рост Турции, военная активность курдов все еще останется значительной угрозой, а опасения по поводу здоровья турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана могут заставить правительство сконцентрироваться на внутренних делах в попытках проработать спорный пакет поправок к конституции. На внешнеполитическом фронте Турция постарается повлиять на подъем политических исламистов, особенно в Египте и Сирии, однако собственные трудности Анкары не дадут ей возможности предпринимать какие-либо значимые шаги в этом отношении.
Политический переход в Египте
Бурный политический переход в Египте, вероятнее всего, приведет к созыву парламента, где значительную часть мест займут исламисты, усложнив, таким образом, задачу правящей военной элиты, которая старается удержать власть в своих руках. Однако демократический переход будет в лучшем случае частичным. Раздробленная египетская оппозиция и бессильный парламент так и будут страдать от внутренних конфликтов и не смогут взять верх над военными в вопросах национальной стратегической важности. Таким образом, военные останутся фактической властью в стране.
Волнения по поводу экономики Египта, которая находится в плачевном состоянии, перевесят опасения военных, связанные с деятельностью политической оппозиции. Поглощенность Египта решением его экономических и политических проблем резко снизит его способность патрулировать его Синайский буфер, что приведет к росту напряжения в отношениях с Израилем. Однако обе стороны продолжат исполнять условия мирного договора, который был основой израильско-египетских отношений на протяжении многих лет.
Программа ХАМАСа
ХАМАС воспользуется в своих интересах медленно нарастающим политическим влиянием исламистов по всему региону в надежде представить себя правительствам соседних арабских государств и Западу в качестве прагматической и примирительной альтернативы ФАТХу. Эти шаги помогут ХАМАСу защититься от последствий потенциального кризиса режима в Сирии (где базируется политбюро организации) и поддержать его отношения с Египтом, Иорданией и Саудовской Аравией. В то же время ХАМАС будет оставаться начеку в ожидании тактических возможностей подорвать ситуацию с безопасностью на Синайском полуострове в надежде вызвать кризис в отношениях между Египтом и Израилем.
Внутренние проблемы Египта и расширяющиеся возможности ХАМАСа станут стимулом для руководства Иордании для укрепления связей с ХАМАСом. Это также позволит Иордании справиться с беспорядками внутри страны, вызвав доверие среди исламистов, укрепить свои отношения с ФАТХом и вести учет действиям ХАМАСа, пока монархи Иордании приспосабливаются к изменениям в региональной динамике.